Колесо учения Рассылка «Новости Буддизма в Санкт-Петербурге»
а также по Москве, России и всему миру

№1 2010. Кхенпо Чога Ринпоче о милосердии, об изменении себя и практике для усиления уверенности в себе

О сочувствии и милосердии

Сочувствие и милосердие очень сильно отличаются друг от друга, и нам необходимо убедиться, что мы осознаем это различие. На днях Тому в глаза попал песок, что
доставило ему массу неудобства. Сочувствие – это мышление из серии «О, как ужасно, должно быть это действительно больно». С другое стороны милосердие – это желание и
решение помочь уменьшить это страдание.

Поэтому, если вы застряли на уровне жалости и не можете переключиться на действительное оказание помощи, вы находитесь на уровне сочувствия, а не милосердия. Именно
это активное желание действовать и есть то, что определяет и характеризует милосердие.

Сочувствие и милосердие даже выглядят по-разному. Там где сочувствие проявляется как болезенное выражение, милосердие – это расслабленная и активная мудра, так как
она несет идею благословения и помощи.


Об изменении себя

Хотя изменение глубоко засевших черт характера может оказаться трудным, очень важно никогда не позволять себе быть уверенными, что мы не можем себя изменить. Более
того, одним из самых ужасных действий является решение: «Ну, я не могу это изменить, это просто черта моего характера». Ни при каких условиях вы не должны держаться
за неблагое мышление и неблагое поведение, как бы глубоко они не укоренились в вашем мышлении. Помните, если мы захотим, любой из нас может сдвинуть гору, даже если
за раз получается перенести лишь одну корзину.

Часто вместо изменения неблагих аспектов нашего характера мы стараемся поменять окружающие условия. В Тибете был один человек, который непрестанно носился, находясь
в постоянном состоянии спешки. Его движения были столь импульсивны, что он постоянно ударялся о различные вещи, особенно о стены и углы своего дома. Ему очень часто
советовали двигаться медленнее, однако на это он как правило отвечал: «Нет, я не могу это изменить, просто я вот такой». Итак, любой человек подобный этому тибетцу,
который стукался головой по всем углам своего дома, имеет два пути прекращения этого страдания: он может провести перепланировку дома для приспособления под свои
неконтролируемые передвижения или может просто передвигаться медленее. Полная перепланировка дома естественно выглядит абсурдом, ведь намного проще и результативнее
будет простое изменение собственного поведения. В итоге тибетец, о котором шла речь, стал передвигаться медленее и обнаружил, что он перестал врезаться во все что ни
попадя.

Есть одно простое учение, которое поможет изменить вам изменить себя в лучшую сторону:
“Мое мышление никогда не рождалось, никогда не старится и никогда не умрет”.

Если вы всегда пессимистичны, постарайтесь быть более оптимистичны.
Если вы всегда оптимистичны, постарайтесь быть немного более реалистичными.
Если вы всегда реалистичны, постарайтесь быть немного более оптимистичными.
 

Практика для усиления уверенности в себе

Заменяя общее понятие "хорошие вещи" на что-то конкретное из вашей жизни, используйте эти пункты для накопления 21, 108 и другого количества повторений. Единичная
практика этих четырех действий с конкретными примерами из вашей жизни считается за одно повторение:

1. Сорадуйтесь: “я искренне сорадуюсь всему хорошим вещам, которые я сделал(а) для себя и других в прошлом!”
2. Осознавайте: “я уверен(а), что сейчас я тоже делаю хорошие вещи!”
3. Обещайте: “я обещаю, что буду делать еще больше хорошего для себя и других!”
4. Молитесь: “пожалуйста, Будда, благослови меня, чтобы я всегда делал(а) только благое!”

Практика веры вышеупомянутым способом поднимет вашу уверенность в себе, которой вы совсем необязательно обладаете с рождения. То есть путь усиления уверенности в
себе – это взгляд в прошлое для воспоминания о том, что вы сделали хорошего и осознавание того благого, что вы делаете в настоящем: эти поступки служат
доказательством того, что вы можете сделать множество хороших вещей в будущем. Таким образом мы конечно же не пытаемся усилить наше высокомерие. Отнюдь, это самое
что ни на есть благословение нашего тела и мышления, единение и укрепление мышления. Это позволит нам твердо поверить, что наше мышление может делать что-то хорошее
в любых обстоятельствах. Вам следует породить такой настрой: “Мне нравятся испытания. Я их преодолею. Я готов(а) к любым испытаниям. Я никогда не сдамся. Давайте их
сюда!”

 

вернуться назад


© 2005-2024 Новости Буддизма в Санкт-Петербурге (dharmav.spb.ru)